Неожиданный эксперимент со счастливым концом, лайфхак
Суть активного и пассивного участия можно понять из эксперимента под названием «Котята в корзине», который открыл настолько серьезный эффект, что в экспериментальной психологии стал популярным сокращенный термин «хелденхейн», по фамилии проводивших его исследователей. Ученых интересовало, каким образом взаимодействие мозга с окружающей средой во время развития влияет на пространственные навыки восприятия и координации.
Котенок А двигался на своих лапках и чувствовал все, что с ним происходило во время движения. Он то подходил ближе, то отходил от «зрительного обрыва» — дна открытого пространства, над которым стоял. У этого котенка наблюдался зрачковый рефлекс — сокращение зрачка, когда ученые светили ему в глаза лучом фонарика. Он поднимал голову и следовал за движениями рук. Короче говоря, котенок А знакомился с окружающим миром точно так же, как это делает любой детеныш или ребенок. Он был активным участником изучения пространства с помощью зрения и постигал визуальные значения окружающих предметов.
По материалам книги «Преломление».
Иллюстрация из книги «Преломление»
В то время как котенок П беспомощно и безучастно качался из стороны в сторону в корзинке, видя все, но ничего при этом не делая. Таким образом, приобретенный опыт второго малыша — с более ограниченной историей попыток и ошибок — был намного беднее, чем первого. Он не мог понять смысла своих ощущений и увидеть важность получения информации опытным путем, ее ценность и значение с точки зрения поведения.
Различие сводилось к тому, что один из них активно взаимодействовал с неоднозначным и ограниченным количеством информации, а другой — пассивно, и мозг их из-за этого сформировался по-разному.
Котенок А пользовался лапами, чтобы занять какое-то положение, моргал, когда предметы приближались, избегал видимых обрывов. Котенок П, наоборот, когда его ставили на лапы, вел себя неуклюже, не моргал. У него не был развит инстинкт, заставляющий обходить обрыв. У малыша A развились все необходимые навыки для успешного существования в своей среде, он научился реагировать на окружающий мир, взаимодействуя с ним методом проб и ошибок. Детеныш П, напротив, ничего этого не умел, он был, по сути, слепым.
Когда котенок А (активный) делал какое-то движение, оно заставляло двигаться котенка П (пассивного). Так продолжалось сессия за сессией, и мозг детенышей получал один и тот же зрительный опыт, равно как и двигательный, — оба совершали одни и те же движения в пространстве.
Исследование началось с краткого периода лишения котят света. С самого рождения двадцать котят держали в темноте, но через пару недель их стали выпускать на свет на три часа.
Малышей сажали в своеобразную крутящуюся карусель по двое, но с принципиальной разницей. Несмотря на то что оба котенка были в одной карусели, один из них двигался свободно, а второй сидел в корзине и не мог шевелиться, но при этом он видел все, что происходило.
После того как эксперимент с каруселью закончился, ученые протестировали реакции котят: результаты отличались разительно.
Чем больше человек взаимодействует с миром, тем богаче запас реакций, с помощью которых он правильнее отреагирует в той или иной ситуации. Быть активным не просто важно — жизненно необходимо с точки зрения нейрофизиологии.
Картинки в посте — отсюда.
У этой истории счастливый конец: после эксперимента котят отпустили свободно бегать, и всего через 48 часов активной жизни в освещенном пространстве второй котенок так же развил координацию и научился хорошо ориентироваться на местности. Его мозг быстро создал необходимую историю действий, которой он был лишен, сидя в корзине.
Источник: http://promultivarki.ru